- МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.Способы познания явлений действительности и их закономерностей. Применительно к обучению языку М. и. – способы изучения учебного процесса с целью повышения его эффективности. Различают следующие основные М. и. (Ляховицкий, 1981; Шатилов, 1986, Штульман, 1976):1) теоретический анализ литературы по методике преподавания и смежным наукам,2) обобщение опыта обучения,3) научное наблюдение,4) пробное обучение,5) опытное обучение,6) педагогический эксперимент и вспомогательные М. и.:1) анкетирование,2) тестирование,3) хронометрирование,4) инструментальный анализ результатов исследования,5) беседы с участниками проведения исследования. В современной методике широкое распространение получило опытное обучение, позволяющее в результате массовой проверки выдвинутых положений получить результаты, обладающие большой доказательной силой. Для анализа результатов исследования широко используются методы подсчета результатов. В общенаучном плане к М. и. принято относить следующие:1) методы анализа – качественного (методологического, дидактического, психологического, лингвистического) и количественного (факторного, компонентного и т. д.);2) методы обобщения (синтез, описание и т. д.);3) методы проектирования (моделирование, предвидение);5) методы сбора фактов (наблюдение, изучение материалов, беседа, интервьюирование, изучение опыта работы и т. д.);6) методы регистрации (хронометраж, запись на магнитную ленту и т. д.);7) методы контроля и измерения (шкалирование, срезы);8) методы обработки (статистико-математические, графические, табличные);9) методы оценивания (самооценка, экспертные методы и др.);
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.